Карта X Колесо Фортуны, Колесо Cудьбы
Фото можно увеличить
щелчком мыши

статья 18
Автор
Лев Борисович Выскубов

Карта X – Колесо Фортуны
или Колесо Cудьбы

Колесо Фортуны или Колесо Судьбы – одна из карт, толкование которых сталкивается с некоторыми сложностями, несмотря на кажущуюся простоту.
Понятия Судьбы и Удачи близки, однако не равнозначны. И то и другое включает в себя элемент случайности, но, если под Удачей обычно имеют в виду чистое везение, то Судьба подразумевает присутствие целенаправленности.

Для того чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к мифологическим источникам, на которые даёт нам ссылку эта карта. Фортуна – это имя римской богини удачи. Интересно, что Фортуна многолика, в древнем Риме была и Fortuna Primigenia (направляла благосостояние первенца) и Fortuna Victrix (приносила победу в сражении) и Fortuna Publica (определяла благосостояние) людей и т. д. и т. п. Меня по причинам, указанным ниже, больше всего заинтересовали Fortuna Annonaria, которая приносила хороший урожай, и Fortuna Muliebris, приносящая удачу женщинам. В древнегреческой мифологии аналогом Фортуны считают богиню случая Тихе (Тюхе, Тиха). Следует отметить, что имя Тихе точно совпадает с термином "случай", однако Аристотель относит этот термин только к случайности в разуме человека, случайность в реальном мире он называет Automaton (Автоматон). Ясно, что римское толкование Фортуны уже включает в себя помимо чистой случайности целенаправленные действия. Невозможно получить хороший урожай без упорной целенаправленной работы, хотя случайность – погода, вредители – могут поставить под угрозу все усилия.

Распространение культа Фортуны в Римской империи связывают с возвышением из рабов в цари Сервия Туллия. Сервий Туллий был родом из племени латинян, его отец был царём города Корникуль. Царь древнего Рима Луций Тарквиний Приск вёл множество войн с соседями, причём города, сдававшиеся его армии без боя, признавались союзниками Рима и сохраняли свои прежние права. Корникуль оказал ожесточённое сопротивление римлянам и был разрушен до основания. Отец Сервия Туллия был убит в бою, а он сам вместе с матерью – Окрисией – был взят в плен и доставлен в Рим. Однако там он попал в милость к Танаквиль, жене Тарквиния Приска, и получил хорошее образование. После смерти Тарквиния Приска, погибшего в дворцовых интригах, Танаквиль сумела привести к власти своего любимца. Сервий Туллий стал шестым царём Древнего Рима (первым считается Ромул). Отмечу только, что приписывать это возвышение только случайности нельзя, восхождение Сервия Туллия к власти шло очень целенаправленно.

Теперь скажу подробнее, почему из всех ипостасей Фортуны я выбрал две – Fortuna Annonaria и Fortuna Muliebris. Дело в том, что мифологии древних славян есть очень интересный персонаж – богиня Макошь (или Мокошь). К сожалению, насильственная христианизация Руси привела не только к насаждению новой веры взамен традиционной славянской, но и к уничтожению материальных свидетельств высокой культуры славянских племён. Усиленно извращался смысл славянской мифологии, такие помощники людей, как лешие и русалки, превратились в нечистую силу, вредящую людям. Строгая хранительница домашнего очага Баба Яга превратилась в уродливое страшилище.

Мне попалась на глаза интересная информация о том, откуда пошло представление о том, что Баба Яга сажает детей на лопату и жарит их в печи. Оказывается, у древних славян был такой обычай, давать детям постоянное имя не сразу после родов, а после достижения им определённого возраста. Для того чтобы все беды, все злые духи не перешли к ребёнку ему не только давали новое имя, но и очищали огнём. Очищение огнём делала самая старая женщина племени, которая сажала ребёнка на деревянную лопату, использовавшуюся для выпекания хлеба, и на мгновение засовывала лопату с ребёнком в печь. Считалось, что после этого никакие напасти не смогут найти прежнего ребёнка, поскольку у него уже и имя другое и вообще прежнего ребёнка в печи сожгли. Что же касается пантеона славянских богов, он подвергся полному забытию. Сейчас уже невозможно найти подробные описания славянских богов, храмов и ритуалов, практически единственным источником являются христианские рукописи, которые в основном направлены на очернение древней веры славян.

Тем не менее, трудами историков, таких, как чешский историк Любор Нидерле, академик Борис Александрович Рыбаков и многих других, удалось восстановить отрывочные сведения о древних славянах и их богах. Но, вернемся к Макоши. Культ Макоши был распространен по всей Руси и дольше всего сохранялся на севере. Первоначально Макошь считалась покровительницей урожая, а затем (а может быть и одновременно с этим) покровительницей женщин, благоприятствующей домашним женским работам. Таким образом, Макошь по своим функциям близка, если не сказать идентична, римской Фортуне в тех её проявлениях, о которых я писал выше. Этимология имени Макошь неизвестна, есть только предположения, которые довольно сомнительны.

Один из вариантов толкования имени производит его от слова мокрый, связывая ожидаемый урожай с количеством влаги. Другой вариант толкует это имя как составное: Ма (мать-земля) и кош (или кошь). Слово кош имеет два основных значения, одно из них – жребий и второе – однокоренное со словами кошёлка, кошелек. Это толкование ближе к ожидаемому, если мы примем гипотезу о родстве Макоши и Фортуны. В пользу второго толкования можно добавить, что славяне поддерживали контакты с финскими северными племенами, а в финском языке maa – это "земля", а форма maasi означает "твоя земля". Кроме того, звук "к" в финском языке плавающий, буква "k" может выпадать и появляться при склонении и спряжении финских слов. А если вспомнить отсутствие в финском языке таких согласных звуков как "ш", "щ", "ч", которые заменяются в разговорной речи на "с", то сходство слов "Макошь" и "maasi" становится совсем заметным.

Итак, и римская Фортуна, и славянская Макошь могут символизировать судьбу в смысле сочетания случайности и целеустремлённости. Это сочетание очень широко распространено в жизни. Для иллюстрации этого обратимся к истории техники. Вспомним некоторые технические достижения, которые принято считать случайными.
Пример, который стал классикой – открытие Гудьиром процесса вулканизации каучука. Как известно, свойства натурального каучука сразу были высоко оценены людьми. Гибкость, лёгкость нанесения его на любые материалы, водонепроницаемость делали этот материал весьма привлекательным для применения как в быту, так и в промышленности. Но, к сожалению, каучук при нагревании даже до невысокой температуры становился очень мягким, текучим и невероятно липким. Что с этим делать, было совершенно неясно. Было сделано множество попыток приготовления смеси натурального каучука с самыми разнообразными веществами, но всё было безрезультатно. Каучук травили кислотами, замораживали, нагревали до высоких температур, но этот природный материал упорно не желал менять своих свойств.

Наконец Чарльз Нельсон Гудьир, американский изобретатель, в 1839 году случайно уронил смесь каучука с серой на раскалённую плиту. Естественно, запах был не из самых приятных и другой человек просто выкинул бы вонючий испорченный образец, но Гудьир не мог не исследовать обугленный кусочек полученного материала. Оказалось, что он не размягчается при нагреве, не растворяется в растворителях и вместе с тем сохраняет гибкость. Гудьир занялся экспериментами и в 1844 году запатентовал способ получения методом вулканизации из каучука нового материала – резины. Случайное происшествие с нагревом каучука с серой привело к созданию уникального материала.

Но ведь Гудьир стал еще и символом упорства, стремления к достижению цели любой ценой, ведь за годы предыдущих экспериментов он неоднократно залезал в долги и попадал в тюрьму. Правда, следует сказать, что его выдающееся изобретение не улучшило его материального положения, и он умер в нищете в 1860 году. Можно ли считать эту случайность простой удачей? Вряд ли. Да, случайность привела к результату, но другой человек никогда бы не понял, что произошло. Постоянная нацеленность на результат привела к тому, что подсказанное случаем стало путеводной звездой, направившей дальнейшие исследования по правильному пути. Но удача, увы, не всегда приносит своему избраннику счастье, по крайней мере, материальное...

Во многих колодах Таро как в названии карты, так и в ее изображении присутствует колесо. Изображение колеса отсутствует в Марсельском Таро, но эта колода, судя по всему, ориентировалась на гадание, в связи с чем карта под номером Х и называлась просто Удача. Колесо символизировало возможность как подняться вместе с ним, так и рухнуть. Существовали также толкования, связывающие изображение колеса, у которого спицы были чередующихся цветов, с возможной цикличностью удачи (черная полоска, белая полоска...).

Если обратиться к современным методам поиска оптимальных решений, то можно обнаружить, что существуют хорошо разработанные способы использования случайности. Смысл введения случайности в процесс поиска решения в том, что решение, близкое к оптимальному, не может быть получено при определённых условиях. Например, в случае значительной неравномерности результата (целевой функции) при изменении входных параметров невозможно постепенное приближение к оптимуму. Очень трудно найти наилучшее решение также и в случае большого объема работы по определению возможных результатов при полном переборе комбинаций исходных условий. Широко применяются различные варианты эвристического анализа.

Одним из главных принципов эвристического анализа является так называемый принцип отложенной критической оценки. Этот принцип запрещает любую критику предлагаемых решений на этапе выдвижения идей. Наиболее ярко этот принцип реализован в "мозговом штурме", который используется для генерации множества оригинальных идей. Оценка выдвинутых идей производится позднее. Таким образом, открывается возможность проявления удачи, когда поиск ведётся как бы случайно, приблизительно, а окончательная оценка производится с точки зрения успешности достижения результата

Сложность человеческой жизни очень велика, да и жизнь дается человеку один раз. Поэтому перебор всех возможных вариантов невозможен и роль случайности достаточно велика. Но Фортуна благоволит упорным! Вот тут-то и проявляется во всей полноте Удача, которая не сводится к слепому везению, а скорее позволяет использовать благоприятные (хотя и не всегда очевидные) возможности для достижения поставленной цели.

Лев Борисович Выскубов, 15.11.10

Поделиться в соцсетях:
Мистика и реальность
стрелка

Все права защищены и охраняются законодательством РФ, © pensionerka.net Интернет-журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-50180 от 07 июня 2012 г.
Копирование материалов сайта запрещено.