Уточнение отправной даты традиционного китайского календаря

статья 4
Автор Геннадий Анатольевич
Фомюк, г.Киев

4. Уточнение отправной даты традиционного китайского календаря

По этой теме читайте предыдущую статью Анализ начала летоисчисления с помощью астрономической программы.

Структура китайского календаря

По преданиям традиционный китайский календарь был создан легендарным Жёлтым Императором (Хуан Ди) в III-м тысячелетии до нашей эры. Данный календарь представляет собой весьма сложную систему летоисчисления, в которой учитываются циклы небесного движения сразу четырёх планет - Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Таким образом, китайский календарь является одновременно лунно-солнечно-юпитерно-сатурнианским.

Более того, этот календарь создавался не только на астрономической, но и на натурфилософской основе. В нём ясно отражены древнекитайские представления о взаимодействии Пяти Элементов Мироздания (У-Син) и о взаимоотношениях субстанций Инь и Ян. Поэтому традиционный китайский календарь представляет собой весьма сложную, но тем не менее исключительно стройную и логичную естественнонаучную конструкцию.

Данный календарь используется в восточноазиатских странах не только для того, чтобы вести счёт годам, месяцам и дням. Он широко используется в Фэн-Шуй, в различных прорицательных методиках (в гадании по Книге Перемен, в прорицательных методиках "Четыре Столпа Судьбы" и "Ци Девяти Звёзд", в традиционной китайской нумерологии), а также в некоторых восточноазиатских психофизических дисциплинах. Поэтому для того, чтобы вышеперечисленные методы работали эффективно, при их использовании крайне важно руководствоваться максимально точным календарём.

Традиционное китайское летоисчисление (принятое также в Японии, Корее и в странах Юго-Восточной Азии) оперирует в первую очередь лунными месяцами. Именно начало первого лунного месяца (в течение 19-ти лет "плавающее" между 21-м января и 19-м февраля по григорианскому стилю) отмечается в этих странах как начало Нового Года. Эпохи, до сих пор принятые, например, в Японии, соответствующие годам правления того или иного императора, также оперируют "лунной" составляющей китайского календаря. Причём началом первого года той или иной эпохи является именно лунный год.

Тем не менее китайский календарь является в первую очередь солнечным. В зависимости от взаимного совмещения астрономических циклов Солнца и Луны в китайском лунном году может быть либо 12, либо 13 лунных месяцев, причём число суток в месяце может быть либо 29, либо 30. Упомянем, что сутками в китайском календаре считается время, проистекающее между предыдущей и последующей полночью, то есть между 00:00 часов предыдущих и последующих суток, разумеется по поясному (меридианному) времени.

Китайские сутки начинаются в 23:00 предыдущих суток (в час Крысы, длящийся с 23:00 до 01:00; полночь приходится на середину этого часа) и заканчиваются в это же время (в час Свиньи, длящийся с 21:00 до 23:00) последующих суток. То есть, китайские сутки и часы (а часов в китайских сутках имеется 12) являются солнечными.

Лунный месяц (юэ) в китайском календаре представляет собой количество суток, проистекающее между предыдущим и последующим новолуниями. Причём если новолуние происходит до 12:00 по поясному времени, то данные сутки являются первыми в новом лунном месяце, а истекший месяц содержит 29 суток; если же новолуние происходит после 12:00, то данные сутки в истекшем месяце являются 30-ми. Деление на 29-ти и 30-ти суточные лунные месяцы условно. В принципе каждый лунный месяц слагается из 29-ти суток, 12-ти часов и 44-х минут.

Разное количество суток в лунных годах

Лунный год в свою очередь представляет собой время, проистекшее между двумя новолуниями, при которых Луна находится в одном и том же знаке тропического Зодиака, т.е. в одном и том же символическом секторе эклиптики. Подробно объяснять разницу между тропическим (эклиптическим) и сидерическим (звёздным или астрономическим) Зодиаком в данной статье не имеет принципиального смысла. Интересно, что в некоторых лунных годах содержится 12 лунных месяцев, а в некоторых 13. Соответственно в 12-месячных годах содержится 354-355 суток, а в 13-месячных - 384-385 суток. Почему же?

Для объяснения этого факта следует обратиться к "солнечной" составляющей китайского календаря. Китайский солнечный год представляет собой время, проистекающее между двумя одинаковыми положениями Солнца относительно неподвижных звёзд. То есть, китайский солнечный год является сидерическим (звёздным). За начало китайского солнечного года (и за начало весны также) в настоящее время принимается положение Солнца на звёздном небе, которое оно занимает 4-5 февраля.

Первоначально за начало солнечного года в Древнем Китае принималось положение Солнца, которое оно занимает 7-8 декабря. Декабрьский Новый Год был принят из тех соображений, чтобы зимнее солнцестояние (21-22 декабря) приходилось на первый месяц начавшегося года. А на февраль он был перенесён известным древнекитайским культурным героем Да Юем приблизительно в 2200-м году до н.э., причём нельзя утверждать с уверенностью, что данная реформа была осуществлена исключительно из естественнонаучных соображений. Таким образом дата начала китайского солнечного года была перенесена на два месяца вперёд, и вместе с нею, по-видимому, настолько же был перенесён срок начала "действия" годовых циклических знаков - Небесных Стволов и Земных Ветвей (речь об этом пойдёт ниже).

В солнечном году содержится 12 солнечных месяцев, или "сезонов" (ци). Перечислим их, указывая кроме дат начала каждого месяца ещё и даты их середины, а также их традиционные названия:

Закономерности лунных и солнечных затмений

Начала лунных и солнечных месяцев практически никогда не совпадают. Зато в подавляющем большинстве случаев на лунный месяц приходятся либо и начало, и середина солнечного месяца, либо только середина. Те же лунные месяцы, на которые приходится лишь начало солнечного месяца (без середины), называются вставными (по-китайски жунь). Их порядковые номера не являются фиксированными. Лунные годы, на которые приходятся вставные лунные месяцы, будут содержать не 12, а 13 лунных месяцев.

Следует отметить, что количество и порядковые номера 13-месячных лунных годов, как и порядковые номера вставных лунных месяцев не произвольны. Они, как, кстати, количество и порядок лунных и солнечных затмений, подчиняются определённой закономерности, обусловленной 19-летним циклом обращения Луны вокруг Земли (так называемым Метоновым циклом).

Годовое исчисление в китайском календаре является "юпитерным". Дело в том, что период обращения Юпитера вокруг Солнца равен 11-ти годам, 314-ти суткам, 19-ти часам и 12-ти минутам, то есть приблизительно 12-ти годам. В каждом знаке Зодиака Юпитер пребывает прибизительно 1 год. Поэтому создатели китайского календаря сочли целесообразным вести счёт годам в соответствии с циклом движения Юпитера по звёздному небу.

Вместе с тем в китайском календаре также был учтён цикл обращения другой планеты, видимой невооружённым глазом, - Сатурна. Период обращения Сатурна вокруг Солнца равен 29-ти годам, 168-ми суткам и 22-м минутам. То есть, приблизительно за 2 оборота Сатурна вокруг Солнца Юпитер совершает 60 оборотов. Так возник 60-ти летний китайский календарный цикл.

Система Небесных Стволов и Земных Ветвей

Чтобы согласовать летоисчисление с циклами Юпитера и Сатурна, создатели китайского календаря для обозначения годов ввели систему "Небесных Стволов" - Тяньгань и "Земных Ветвей" - Дичжи. "Земные ветви" собственно и представляют китайский юпитерный Зодиак. А "Небесные Стволы" в свою очередь по-видимому неким образом отражают древнекитайские натурфилософские представления о Пяти Стихиях Мироздания (Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода).

Поэтому название каждого года в традиционном китайском календаре состоит из двух иероглифов. Первый иероглиф означает Небесный Ствол, а второй - Земную Ветвь. Следует упомянуть, что иероглифы как Небесных Стволов, так и Земных Ветвей самостоятельного "зодиакального" смысла не содержат. При этом все они соотносятся как с элементами Пяти Стихий, так и субстанциями Инь и Ян, а также с цветовой гаммой и с направлениями по сторонам света. Ниже перечислены Небесные Стволы с их названиями в русской транскрипции.

Небесные Стволы

Монголы, заимствовав систему китайского летоисчисления, присвоили каждой Земной Ветви имя одного из животных. Они перечислены ниже в соотношении со стихиями, субстанциями, направлениями по сторонам света, а также с их общепринятыми "монгольскими" названиями.

Земные Ветви

Так, например, 2016-й год в китайском летоисчислении будет именоваться Год Бин-Шэнь (Бин-Шэнь нянь) - Год Красной Обезьяны, а 1985-й год - Год И-Чоу (И-Чоу нянь) - Год Синего (Зелёного) Быка.

Небесные Стволы и Земные Ветви используются не только для обозначения годов, но также месяцев, суток и часов. С месяцами и часами проще, поскольку каждый месяц в году и каждый час в сутках имеют фиксированную земную ветвь.

Месяц:

Часы:

А вот Небесные Стволы для месяцев являются сквозными. Для часов они вычисляются, исходя из дневного Небесного Ствола. Для суток же 60-ричный цикл является сквозным как в плане Небесных Стволов, так и Земных Ветвей (как и для годов). Например, 2135 25 января 1993-го года в китайском формате будет таким - Гуй-Ю нянь, Цзя-Инь ци, Бин-У жи, Цзи-Хай ши (нянь обозначает год, ци - солнечный месяц, не путать с лунным (юэ), жи - день и ши - час).

В принятом в остальном мире "зодиакальном" формате эта дата будет выглядеть так - Год Чёрной Курицы, Месяц Синего (или Зелёного) Тигра, День Красной Лошади, Час Жёлтой Свиньи. А в формате стихий и субстанций Инь и Ян эта дата будет выглядеть так - Год вм, Месяц ДД, День ОО, Час зв. Последний "Инь-Янский" формат будет важен для нас в дальнейшем, когда мы вплотную перейдём к рассмотрению проблемы, которая собственно и побудила нас к написанию данной статьи.

Большой Год, Эра, Цикл, Поколение, Эпоха

Кроме вышеперечисленных составных элементов традиционного китайского календаря (год, месяц, день и час) следует также упомянуть такие элементы, как Большой Год, Эра, Цикл, Поколение и Эпоха.

Большой Год - это период, в течение которого сменяются все 12 Земных ветвей. Он содержит 12 обычных лет.

Эра - это период, в течение которого сменяются все возможные сочетания Небесных Стволов и Земных Ветвей. Эра содержит 60 обычных лет или 5 Больших Годов.

Цикл состоит из 3-х Эр, т.е. он содержит 180 обычных лет. Эры в цикле именуются Верхняя (1-я), Средняя (2-я) и Нижняя (3-я).

Каждый цикл, кроме того, подразделяется на 9 Поколений по 20 лет.

Эпоха содержит в себе 20 Циклов, или 60 Эр, или 3600 обычных лет. Со времени правления Жёлтого Императора миновала лишь одна Эпоха, и сейчас длится вторая.
Текущая Нижняя Эра (18-я во второй Эпохе) и текущий Цикл начались в 1984-м году.

Теперь, после того как выше была вкратце изложена структура традиционного китайского календаря, можно перейти к сути проблемы. А именно, какую дату в данном календаре следует считать отправной.

Точная дата начала китайского календаря

Годом, с которого ведёт своё начало летоисчисление в Древнем Китае традиционно считается 2698-й год до нашей эры. Согласно преданиям именно с этого года Жёлтый Император положил начало китайскому летоисчислению. И вот здесь мы можем заметить принципиальное несоответствие.

Как утверждают все без исключения источники, посвящённые традиционному китайскому летоисчислению, началом китайского календаря следует считать год, месяц, день и час, начинающиеся с циклических знаков Цзя-Цзы (ДВ), т.е. год Синей (Зелёной) Крысы, месяц Синей (Зелёной) Крысы, день Синей (Зелёной) Крысы и час Синей (Зелёной) Крысы.

Данный момент особо принципиален для отсчёта годов и дней, поскольку в отличие от месяцев и часов их 60-ричная цикличность сквозная. Так как при Жёлтом Императоре Новый Год начинался 7-8 декабря (в Месяц Крысы), необходимо отыскать в календаре год, циклические знаки которого (равно как и месяца, и дня) имели такие же циклические знаки. Но 2698-й год до н.э. является годом Чёрной Собаки (Жэнь-Сюй, ВZ). А декабрь этого года протекал под циклическими знаками Жэнь-Цзы (ВВ). Так что традиционный китайский календарь никак не мог начаться с этого года.

Данное несоответствие скорее всего обусловлено тем, что за всю историю своего существования китайский календарь претерпел несколько реформ, в том числе и таких, которые имели не столько естественнонаучный (натурфилософский), сколько политический смысл. Однако наша задача состоит в том, чтобы найти отправную дату китайского календаря, опираясь исключительно на древнюю натурфилософскую базу.

Здесь следует ещё раз упомянуть о том, что циклические знаки относятся лишь к "солнечной" составляющей китайского календаря, т.е. к солнечным годам и месяцам (соответственно также к дням и часам). Они не имеют никакого отношения к лунным годам, месяцам и дням.
Так, например, если в 1980-м году лунный год начался 16 февраля, а солнечный 5 февраля, то циклические знаки, относящиеся к данному году и к февралю начинают "действовать" не 16-го, а 5-го февраля. В силу того, что в эпоху правления Жёлтого Императора год начинался не в феврале, как сейчас, а в декабре, циклические знаки года могли быть сдвинуты. Кроме того декабрь всегда имеет Земную Ветвь Цзы (Крыса, Янская Вода, В). Февраль же всегда имеет Земную Ветвь Инь (Тигр, Янское Дерево, Д).

Ближайшим к 2698-му году до н.э. годом, циклическими знаками которого были Цзя-Цзы (Синяя Крыса, ДВ), является 2696-й. А с учётом допущения, что годовые циклические знаки в последующие времена могли быть сдвинуты, и того факта, что Новый Год тогда начинался в декабре, первым годом в китайском календаре вполне может быть 2697-й год до н.э. Тогда отправным месяцем календаря будет являться декабрь 2697-го года до н.э. Именно этот месяц данного года имеет циклические знаки Цзя-Цзы (ДВ).

Теперь остаётся определить день в декабре 2697-го года до н.э., циклическими знаками которого также будут знаки Цзя-Цзы (ДВ). Согласно общепринятой методике расчёта Небесного Ствола первого часа китайских суток первый час в день Цзя-Цзы (ДВ) также будет иметь аналогичные знаки.
Дневные циклические знаки повторяются через каждые 60 дней. Если взять за отправную точку определённую дату, например дату "декабрьского" Нового Года (7-8 декабря), то через 360 дней (почти через год) день с теми же циклическими знаками, что и отправная дата, будет находиться очень близко к дате Нового Года.
Между отправной датой и той же в другом году будет располагаться число дней менее 60-ти. И вполне логично предположить, что через определённое количество 60-дневных циклов искомые циклические знаки отправной даты китайского календаря (в нашем случае ДВ) будут приходиться на 7-8 декабря 2697-го года до н.э.

Примем за отправную точку 8-е декабря (начало 11-го солнечного месяца, циклические знаки месяца Цзя-Цзы, ДВ; циклические знаки дня Гэн-У, МО) 1983-го года, имеющего те же циклические знаки, что и 2697-й год до н.э., т.е. Цзя-Цзы, ДВ (допустив, что при переносе даты Нового Года с декабря на февраль годовые циклические знаки были сдвинуты). В этом случае мы имеем совпадение годовых и месячных циклических знаков декабря 1983-го года и 2697-го года до н.э.
Нас не устраивает лишь несовпадение циклических знаков дня. 8-е декабря 1983-го года имеет циклические знаки МО. А нам для подтверждения нашего предположения нужно, чтобы знаки искомого дня (7-8 декабря 2697-го года до н.э.) были ДВ.

Для того, чтобы проверить это предположение, нам нужно точно определить, сколько 60-дневных циклов прошло между 8-м декабря 1983-го года и 7-8 декабря 2697-го года до н.э. А это можно сделать лишь зная точное значение продолжительности солнечного года в сутках, причём именно то значение, которое использовалось в расчёте дат китайского календаря.

Продолжительность солнечного года в различных системах летоисчисления

Совершенно очевидно, что используемые в различных системах летоисчисления значения продолжительности солнечного года не слишком отличаются друг от друга. Так, например, продолжительность тропического солнечного года (т.е. период последовательного прохождения Солнца через один и тот же градус эклиптики) Ттроп = 365,2422 солнечных суток.

Продолжительность сидерического солнечного года (т.е. период, спустя который Солнце занимает то же положение относительно неподвижных звёзд) Тсид = 365,2564 солнечных суток. Григорианский год, введённый с целью нивелировать отставание Солнца от точек равноденствия и солнцестояния вследствие прецессии земной оси, имеет продолжительность Тгриг = 365,25 солнечных суток. А юлианский год имел продолжительность Тюл = 365 солнечных суток.

Все эти значения в определённой степени условны, поскольку в случаях, когда счёт идёт на столетия и тысячелетия, в календарных системах они дают ощутимую погрешность. Нам нужно найти точную продолжительность солнечного года, которая использовалась при составлении китайского календаря и которая не даст ощутимой погрешности в течение тысячелетий.
Во всех серьёзных изданиях китайского календаря приводится точное поясное время наступления начала и середины солнечных месяцев (в часах и минутах).

В нашем распоряжении были календарные данные на период с 1864-го по 2030-й годы. Используя данные о точном времени начала 11-го солнечного месяца (7-8 декабря) в каждом из годов, мы расчитали среднюю продолжительность китайского солнечного года в солнечных сутках, и мы получили значение Ткит = 365,2449795. Данная величина отличается от продолжительности тропического года Ттроп всего лишь на 4 минуты, а от продолжительности григорианского года Тгриг - на 7 минут. Вместе с тем эти минуты в течение тысячелетий могут дать ощутимую погрешность, выражающуюся не в одних сутках.

Рассчитаем, сколько 60-дневных циклов прошло с 8-го декабря 1983-го года до начала 11-го месяца 2697-го года до н.э, то есть за 4680 лет:
N60 = (Ткит *4680)/60 = (365,2449795*4680)/60 = 28489,1084 циклов
То есть, через 28489 циклов или через 1709340 дней (если отсчитывать их от 8-го декабря 1983-го года в обратном порядке) повторится день с циклическими знаками МО.

Переведём остаток после запятой в значении N60 в сутки:
0,1084х60 = 6,50406 суток, или 6 суток, 12 часов и 6 минут.
То есть, дата начала 11-го солнечного месяца 2697-го года до н.э. (т.е. "декабрьского" Нового Года) отстоит от дня с циклическими знаками МО на шесть с половиной суток.

Так как 11-й месяц в 1983-м году начался 8-го декабря в 0043, то половина суток в значении 6,50406 означает, что 11-й месяц в 2697-м году до н.э. начался 7-го декабря приблизительно в двенадцать часов дня по поясному времени, а точнее в 11 часов 54 минуты. Кстати, это был понедельник.
Поскольку в 1983-м году 11-й солнечный месяц начался после полуночи, а в 2697-м году до н.э. он начался до полуночи, 0,50406-ю сутками мы можем пренебречь. Это означает, что между днём с циклическими знаками МО и началом 11-го месяца в 2697-м году до н.э. прошло всего 6 суток.

Посмотрим по 60-дневному циклу, день с какими циклическими знаками отстоит от дня с циклическими знаками МО на 6 дней при обратном отсчёте. Мы увидим, что это будет день с циклическими знаками ДВ! Именно тот день, с которого по условию совпадения циклических знаков года, месяца и дня должен начинаться отсчёт в китайском календаре. А согласно методике расчёта Небесного Столпа первого часа в зависимости от Небесного Ствола дня первый час в день с циклическими знаками ДВ также будет иметь циклические знаки ДВ! Отправная дата китайского календаря, с которой начался отсчёт в китайском летоисчислении, найдена.

Такое совпадение циклических знаков года, месяца, дня и часа является исключительным. Следующий раз оно может повториться, как показывают расчёты, лишь через 2880000 лет (отсчитывая от 7-го декабря 2697-го года до н.э.), то есть во вторник 8-го декабря 2877303-го (!) года, в 1056 по поясному времени.

Поэтому, учитывая такую чрезвычайную исключительность данного события, наши рассуждения по поводу уточнения отправной даты традиционного китайского календаря выглядят достаточно убедительными. И мы можем практически с уверенностью утверждать, что во времена Жёлтого Императора летоисчисление в Китае началось в понедельник 7-го декабря 2697-го года до н.э. А после реформы Да Юя оно стало вестись с 4-го февраля 2696-го года до н.э.

Послесловие автора

То, что используемый ныне китайский календарь может содержать некоторые неточности, я всерьёз заподозрил после того, как неплохо освоил древнекитайские предсказательные методики, упомянутые в начале этой статьи. Все они основаны на интерпретациях даты рождения, переведённой в китайский формат. Особенно много вопросов по поводу точности предсказаний возникало у меня в процессе использования китайской нумерологии.

Данный метод заключается в том, что цифры даты рождения, переведённой в китайский формат, вносятся в соответствующие ячейки магического квадрата Ло-Шу (квадрат 3 на 3), и по сложившейся комбинации цифр выносится суждение о том, какие интеллектуальные, эмоциональные, волевые, нравственные и духовные качества будут присущи данному человеку и как они будут влиять на его судьбу.

В процессе упомянутых расчётов порядковый номер года рождения человека отсчитывается от первого года традиционного китайского летоисчисления, т.е. от 2698-го года до н.э. 1960-й год в китайском формате будет 4658-м годом; 1984-й - 4682-м; 2017-й - 4715-м, и т.д.

Строя нумерологические карты рождения людей, которых я долгое время знаю, я с удивлением обнаружил, что качества этих людей, описываемые полученными картами, зачастую совершенно не соответствуют реальным их качествам.
Так, например, один из моих давних и очень хороших знакомых по его нумерологической карте рождения должен был бы быть эмоционально холодным, бесчувственным, бездуховным, обладать весьма средним умом и при этом быть прочно зацикленным на материальных сторонах жизни. К тому же в экстремальных ситуациях он не мог бы постоять за себя. Получалось, что этот человек просто какой-то меркантильный и эгоистичный аутист.
На самом же деле это человек чрезвычайно эмоциональный и чувствительный, ранимый, сострадательный, добрый и отзывчивый, обладающий весьма незаурядным умом и высокодуховным мироощущением, совершенно можно так сказать инфантильный в материальных вопросах, настоящий бессребреник и при этом могущий очень жёстко (и даже жестоко) постоять за себя в "зашкаливающих" ситуациях. И таких примеров несовпадения реальных качеств людей с качествами, вычисляемыми по дате их рождения, я мог бы привести десятки.

Вместе с тем нумерологическая картина получалась намного более точной, а в некоторых случаях и исключительно точной, если в нумерологических расчётах я отталкивался не от традиционного начала китайского летоисчисления, т.е. не от 2698-го года до н.э., а от скорректированного мною, т.е. от 2696-го года до н.э. Так 1962-й год в китайском формате становится не 4660-м, а 4658-м годом; 1994-й - не 4692-м, а 4690-м; 2005-й - не 4703-м, а 4701-м.

Конечно же, мне не хотелось бы безапелляционно отрицать древнекитайскую традицию, насчитывающую сотни и даже тысячи лет. Однако, как показывают осторожные высказывания и некоторых других исследователей, изучающих различные древнекитайские науки, определённые неточности, содержащиеся в традиционном китайском календаре, всё же бросаются в глаза. Поэтому я считаю, что данный вопрос - насколько точен существующий китайский календарь - надо не игнорировать, а прояснять.

Фомюк Геннадий Анатольевич, 28.09.17

Список использованной литературы
  1. А. Костенко, И. Петушков. Традиционный китайский календарь для Фэн-Шуй и астрологии. Киев, "София", 2001. - 400 с.
  2. В.В. Цыбульский. Календари и хронология стран мира: (Книга для учащихся) - Москва: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.
  3. Астрологический толковый словарь. Составители: А. Московский, Ф.К. Величко - Москва, РИМЭКС, 1992
Поделиться в соцсетях:
Вселенная. Мир. Человек.
стрелка
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены и охраняются законодательством РФ, © pensionerka.net Интернет-журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-50180 от 07 июня 2012 г.
Копирование материалов сайта запрещено.